Ирина (mareeva_irina) wrote,
Ирина
mareeva_irina

Как увидеть север: водопады Южной Карелии

Карелия без водопадов просто немыслима! Сегодня поговорим о четырех из них: Ахвенкоски, Рюмякоски, Юканкоски и Койриноя. Я объединила информацию по этим водопадам в один пост, так как их можно посмотреть за один день, вместе с Рускеальским мраморным каньоном.

Начнем с водопадов на реке Тохмайоки, расположенных в окрестностях поселка Рускеала. Чаще всего их так и называют — Рускеальские, но свои собственные названия у водопадов, разумеется, есть: Ахвенкоски и Рюмякоски.
Посмотреть, как эти водопады выглядят можно здесь: Рускеальские водопады: Ахвенкоски и Рюмякоски 2011 (осень)

Водопад Ахвенкоски (в переводе: "Окуневый порог", также встречается название "Водопад у трех мостов"), фото 2 и 3.
Координаты для навигатора: 61.915503,30.626782
Проезд: не найти Рускеальский водопад Ахвенкоски сложно, он в буквальном смысле виден с дороги. Рядом имеется небольшая автомобильная стоянка, беседки и т.д. Трасса А130, если ехать со стороны Сортавала, то нужно будет, не доезжая поселка Рускеала, в районе 17 км от поворота на Вяртсиля, свернуть направо.

С правой стороны по лесу можно взобраться наверх, непосредственно к одному из рукавов водопада.

Водопад Рюмякоски (встречается название "Водопад на финской ГЭС"), фото 4 и 5.
Координаты для навигатора: 61.908896,30.620795
Проезд: автомобильная дорога А130, если двигаться по направлению от Сортавала, то в районе 17 км от поворота на Вяртсиля (не доезжая поселка Рускеала) нужно повернуть налево, на асфальтовую дорожку, которая метров через 300-500 приведет вас к ГЭС.

Водопад в прежнем виде не сохранился, на месте старой финской ГЭС в 2013 году построена и введена в эксплуатацию Малая ГЭС "Рюмякоски". Прежние схемы подъезда и описания дороги "пешком через лес" неактуальны. Что там сейчас происходит и можно ли перейти по плотине на другой берег реки я не в курсе. В любом случае, судя по фото из гугла, можно подойти к ГЭС чуть ниже водопада.

Еще два водопада, крайне рекомендуемые к осмотру, находятся в Питкярантском районе республики.
Посмотреть, как они выглядят можно здесь: Койриноя и Юканкоски 2011 (осень), Койриноя 2013 (лето), Юканкоски 2013 (лето).

Водопад Юканкоски на реке Кулисмайоки (встречаются названия "Белые мосты", "Белые столбы"), один из самых высоких водопадов Карелии (на снимке выше вам взрослый мужчина для масштаба), фото 6 и 7.

Доступность: на кроссовере можно подъехать непосредственно к водопаду. На автомобиле гольф-класса проезд зависит от погодных условий. Скорее всего, придется оставлять машину в паре км и идти пешком по лесной грунтовке. Водопад очень красивый, стоит потраченных усилий.

Координаты для навигатора: 61.753301,31.410159

Проезд: тут все сложно. На большинстве ресурсов записи о дороге к водопаду довольно расплывчатые и неудивительно: расписать красочно и с приметами грунтовую дорогу через лес непросто, причем спутниковые снимки ясности тоже не вносят
Здесь я просто напишу описание проезда, которым пользовалась сама, и, раз уж я, штурман с некоторым топографическим кретинизмом, справилась, то и у вас получится, дерзайте :)

Вариант первый.
С автодороги А-121 "Сортавала" на просторном перекрестке Пряжа-Сортавала-Питкяранта-Суоярви (61.678666,31.452205) повернуть по указателю "Суоярви 83". Если ехать со стороны Петрозаводска это будет направо, со стороны Сортавала, соответственно, налево. Окажетесь на автодороге Суоярви-Койриноя 86К-13 (А-131).  На 10 км (по километровым столбикам) съезд налево на грунтовую дорогу в сторону реки Кулисмайоки. По этой грунтовке ехать, не обращая внимания ни на какие отворотки, 5,5 км до моста через Кулисмайоки (это второй по счету мост, первый — через речку Сюскуянйоки), проехать его и через километр с небольшим выехать на поле. Здесь, после небольшого, но довольно крутого подъема, нужно повернуть направо на первом же повороте и ехать до ближайшей развилки около 800 м. На этой развилке невысоким одноприводным автомобилям стоит прикинуть, ехать ли дальше или оставить машину и пойти пешком. В любом случае, и пешком, и на авто вам нужна дорога, идущая вправо и вверх.  Она выведет к полянке неподалеку от водопада через 2,3 км. Здесь оставляете машину и идете пешком по тропинке на шум воды, там совсем близко.

Вариант второй.
Если вы едете со стороны Петрозаводска, то проехав перекресток дороги А-121 "Сортавала" с дорогой Суоярви-Койриноя (Пряжа-Сортавала-Питкяранта-Суоярви), через несколько км поворачиваете направо. Поворот довольно заметный, со стоянкой для грузовиков. Если же вы едете со стороны Сортавала, то поворачивать нужно налево через пару километров после поселка Леппясилта. Далее едете по грунтовой дороге прямо, не обращая внимания на отворотки, в том числе на широкую дорогу, идущую левее. Слева по ходу движения должно оказаться озеро Рукоярви, это означает, что вы на правильном пути. Дальше, выйдя в поле, песчаная дорога будет уходить вверх на горку, держитесь правее. Постепенно дорога будет забирать вправо, тут очень важно не пропустить отворот влево. На самом повороте стоит неприметный указатель на водопад. Если Вы всё сделали правильно, то вскоре на деревьях появятся заметные синие таблички с надписью "Белые мосты", а вы окажетесь на развилке, где либо оставляете машину, либо едете дальше 2,3 км до полянки рядом с водопадом.

Мы пользовались только первым вариантом проезда, но говорят, что второй вариант значительно проще в плане опознавательных знаков и навигации.

К водопаду нужно спускаться вниз по деревянной лестнице. Будьте внимательны, склон высокий и довольно крутой, при этом лестница местами хлипкая и кое-где не хватает ступенек.

Водопад Койриноя (в переводе: "Собачья канава"), фото 8 и 9. Вообще, водопадов с названием Койриноя два: Верхний и Нижний. Верхний Койриноя представляет собой скорее водоскат с разрушенной плотины, который облюбовали каякеры. Здесь же идет речь о природном водопаде Нижний Койриноя.
Координаты для навигатора: 61.638258, 31.410126
Проезд:  с автодороги А-121 "Сортавала" на просторном перекрестке Пряжа-Сортавала-Питкяранта-Суоярви (61.678666,31.452205) повернуть по указателю "Питкяранта 14". Ехать около 4 км до Т-образного перекрестка, на котором повернуть налево в сторону Питкяранты. Проехать деревню Койриноя и через некоторое время повернуть направо на грунтовку. Ориентир — автобусная остановка, поворот прямо перед ней. Почти сразу же после съезда будет мост через речку, за ним повернуть налево. За все про все от съезда с шоссе на грунтовку до точки метров 100-150. Кстати, если поедете по этой дороге дальше, то она примерно через километр приведет вас к Ладожскому озеру.

Почти сразу после поворота с А-121 на Питкяранту будете проезжать мемориал "Крест скорби" (фото ниже). Чуть дальше на этом же участке трассы стоит знак "Неровная дорога", скорость действительно лучше сбросить, там что-то вроде заасфальтированной сверху трубы размером с "лежачего полицейского". У моста под железной дорогой тоже не стоит ехать быстро.

О Киваче будет отдельный пост.
Tags: водопад, как добраться до..., как увидеть север, карелия, природа, путешествие/поездка, север

• 36

Тридцать шесть! :-)

• Мрачная весна

• (no subject)

А что это я так редко пишу о личном, что начинаю напоминать андроида с таймером и фотоаппаратом? :) Сегодня вот наткнулась на одну грамматическую…