Ирина (mareeva_irina) wrote,
Ирина
mareeva_irina

Поволжье 2016. Часть 2. Свияжск

День второй, 23 мая, понедельник.
Пробег около 120 км.
Сегодня у нас Свияжск — музейное село, расположенное на острове на реке Свияге при впадении её в Куйбышевское водохранилище.
История Свияжска началась в 1551 году, при Иване Грозном. Удивительно, но крепость была собрана всего за 4 недели из деталей, заготовленных в районе Углича и сплавленных по Волге. Построенный город стал базой русских войск при осаде Казани. В середине XVI века Свияжская крепость превосходила по размерам обороняемой территории кремли Новгорода, Пскова и Москвы.

Со временем военная роль Свияжска сошла на нет, и город в разное время был и центром Свияжской провинции Казанской губернии, и уездным городом Свияжского уезда и центром Свияжского кантона Татарской АССР. При этом в 1859 году население города составляло более 2300 человек, сейчас же — 259.
Не обошлось в истории и без мрачного: в 1928 году в Свияжске в помещениях Успенского монастыря была открыта детская трудовая коммуна, которая в 1936 году была преобразована в исправительную колонию (ИТК №11) первоначально на 200 осужденных. В 1943 году в колонии появились военнопленные. В период с 1937 по 1948 год в колонии, которая перестала быть исправительной, погибло 5 тыс. осужденных.

Довольно забавно устоявшееся словосочетание "остров-град Свияжск", при котором сразу представляешь себе нечто величественное и древнее. Однако, Свияжск это не город, а село, да и островом стал только в 1957 году при заполнении Куйбышевского водохранилища.

2. В 2008 году была построена дамба, соединяющая остров с левым берегом Свияги, так что добираться в Свияжск стало довольно просто. По дороге нашли неплохую точку обзора и запечатлели вид.

3. Проехав по дамбе к острову, припарковались. Машин совсем немного и это радует. Прямо на стоянке начинаю фотографировать Свияжский Успенский монастырь. Кстати, чтобы попасть на остров нужно пройти через турникеты и подняться по довольно высокой железной лестнице. Удивительно, но билеты на вход нам дали бесплатно.

4. Поднялись, осмотрелись и зашли внутрь Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря. Монастырь основан в 1555 году, в настоящее время действующий. Примечательно, что в советское время на территории монастыря располагались не склады или клуб, а психиатрическая больница, выведенная только в 1994 году. Слева на фото Никольская трапезная церковь (1556) с 43-метровой колокольней. Справа — Успенский собор (1561), на мой взгляд, самое красивое культовое сооружение Свияжска, да, я неравнодушна к псковско-новгородскому стилю.

5. Внимательно изучив карту, решаем пойти по центральной улице — Успенской. Свияжск не только музей, но и жилой поселок. Большую часть населения переселили в недавно построенные муниципальные кирпичные коттеджи (которые выглядят ужасно новодельно), а старые дома постепенно реставрируют и отдают под туристическую инфраструктуру. Именно этот дом отчего-то мне напомнил Вологду.

6. Успенская улица. Пара слов о реставраторах. В 2013 году была предпринята попытка номинировать Свияжск на поучение статуса "Объект всемирного наследия ЮНЕСКО". В последний момент заявка была отозвана: Международный совет по сохранению памятников дал рекомендацию, в которой было сказано, что во время восстановительных работ Свияжск излишне застроили новоделами. Теперь на статус ЮНЕСКО могут претендовать только два конкретных памятника древности, а не весь остров.

7. После Рождественской площади Успенская улица плавно переходит в Московскую и становится понятно, что мы практически прошли остров насквозь. Каменное здание слева — бывшая богадельня (XIX век).

8. Здесь все отреставрировано и даже кое-что достроено.

9. Церковь Константина и Елены (XVIIв.).

10. Дом Медведева — Бровкина, начало XIX века. Кирпичное здание конца того же века (на заднем плане) до сих пор используется по своему прямому назначению, раньше это была гимназия, теперь — школа и детский сад.

11. На противоположном берегу видно церковь Макарьевского монастыря и дождь. К счастью, сильно нас этим дождем не задело.

12. У церкви Константина и Елены решаем спуститься вниз, к речному вокзалу и набережной. По дороге встречаем такие живописные дома. На здании речного вокзала табличка "Не работает". Ну что ж, идем дальше по набережной.

13. Сама набережная ничего из себя не представляет и до конца не благоустроена. Зато нам невероятно весь день везет со светом и небом! Вид на Введенскую слободу.

15. С набережной поднимаемся по Сергиевскому спуску (поднимаемся по спуску, да:) обратно к монастырям. Общий вид Успенского монастыря со стороны Троицкой улицы.

16. Затем заходим на территорию Иоанно-Предтеченского монастыря, который впервые упоминается в 1551 году. Изначально монастырь был мужским и назывался Свято-Троицким, затем стал женским Иоанно-Предтеченским, а ныне это подворье Свияжского Успенского мужского монастыря. Главное разочарование Свияжска. Несочетание между собой в архитекрурном плане церквей и прочих построек просто чудовищное. На фото лучшая часть монастыря — Сергиевская церковь (1604). Во время недавней реставрации зеленые и золотые купола заменили на черные, что придало церкви более строгий вид.

17. Скорбященский собор самый большой и самый поздний (1898 — 1906 гг.) храм Свияжска. По сравнению с Сергиевской церковью выглядит излишне вычурно.

18. Деревянная церковь — Троицкая (1551), древнейший православных храм на Среднем и Нижнем Поволжье. Звучит заманчиво, но не обольщайтесь, по факту это практически новодел, что, кстати, очень заметно. Еще недавно церковь выглядела совершенно по-другому, перестроено почти все, с древних времен по сути остался только фундамент.

19. В монастыре мы провели в общей сложности минут пять, из которых три гладили местную кошку. Затем прошлись немного еще по улочкам и переулкам. На Александровской вот люди старались, заливали дорогу, выравнивали поверхность, но пронеслось лохматое чучело и оставило о себе память :)

20. Закончив прогулку по Свияжску, сразу в Казань не поехали, решили поискать виды на остров со стороны Петропавловской слободы. И нам это удалось!

21. Виды действительно оказались чудесные.

22. Причем не только на остров.

23. Правда, надолго в этом прекрасном месте мы задерживаться не стали — на нас напали комары! И не просто комары, а какие-то особо огромные и злые комарищи. Я таких даже в Карелии не встречала :)

Подводя итог дня могу сказать, что Свияжск мне, безусловно, понравился: мы прекрасно прогулялись, погода выдалась шикарной и туристов кот наплакал. Однако я жалею, что не побывала в этом месте до начала реставрационных работ, когда все было более "настоящим".
Tags: города, монастырь, путешествие/поездка, республика татарстан, церкви